Артқа


Институт космической техники и технологий уверен в инвестиционной перспективности
своих облигаций


1 октября облигации Института космической техники и технологии (торговый код IKTTb1; годовой купон 17%; срок 3 года; объем выпуска 1,5 млрд тенге) включены в официальный список Казахстанской фондовой биржи. Листинг шел по стандартной процедуре, условия тоже стандартные, но эмитент необычный — Институт космической техники и технологий (ТОО «ИКТТ»), который, по свидетельству руководства института, стал первой научной организацией Казахстана, вышедшей на биржу.

 

О том, почему научный институт обратился за инвестициями на фондовый рынок, какие проекты ученых могут принести прибыль и что сейчас есть в активе у организации, рассказали директор ИКТТ Разия Буралхиева и ее заместитель по перспективным проектам Лейла Султанбекова.

 

С 2009 года, времени создания института, здесь было разработано много компонентов и комплектующих для космической отрасли, проделан большой объем научной работы, — отмечает директор института. — За эти годы институтом были разработаны образцы бортового комплекса управления наноспутника, звездного датчика для космических аппаратов, прототип солнечного датчика, модуль обработки радиосигналов глобальных навигационных спутниковых систем для использования в космических аппаратах, система ориентации спутников и беспилотных летательных аппаратов и аппаратно-программный комплекс для наземных испытаний системы ориентации, автономные подсистемы энергоснабжения для систем спутниковой передачи данных, имитационную модель системы управления движением и навигации микроспутника и др.

 

А в 2018 году впервые состоялся запуск казахстанского космического аппарата научного назначения KazSciSat-1 на ракете-носителе «Falcon 9» (США), разработанного в стенах института.

 

За 15 лет работы ученые и инженеры Института космотехники осуществили множество научных исследований и разработок в области космической техники и технологий, информационных и коммуникационных технологий, многие из которых нашли применение в различных отраслях экономики, — вступает в разговор Лейла Султанбекова, — в том числе 50 дифференциальных станций для системы высокоточной спутниковой навигации РК, суперкомпьютеры, навигационная аппаратура потребителей высокой точности геодезического класса, спутниковый терминал унифицированной системы передачи данных, приборы учета воды, психодиагностический комплекс, бортовой комплекс мониторинга подвижных объектов системы диспетчеризации открытых горных работ, программно-технический комплекс мониторинга состояния мореных озер с использованием космических технологий связи, программно-технический комплекс системы высокоточного спутникового позиционирования для месторождения, программно-технический комплекс создания 3D-моделей наземных объектов крупного масштаба, комплексная автоматизированная информационная система для создания веб-портала с размещением цифрового каталога 3D-моделей объектов культурного наследия (казахстанская и зарубежная скульптура) из фондов ГМИ им. Кастеева и другие.

 

Два проекта, ставшие крупными государственными системами, сотрудники ИКТТ представляют с особой гордостью: это Государственная автоматизированная информационная система экстренного вызова при авариях и катастрофах (ГАИС ЭВАК) и информационная система отслеживания международных перевозок «Транзит» (ИС «Транзит»).

 

ГАИС ЭВАК ввели в эксплуатацию в январе 2019 года, оператором назначен Институт космотехники. Работает ЭВАК следующим образом: на автомобиль устанавливают устройство, которое регистрируют в системе. Это устройство автоматически определяет координаты автомобиля в момент ДТП и передает сообщение об экстренной ситуации в систему. Оператор принимает вызов и передает его в подразделение МЧС РК и экстренные службы.

 

Сегодня в ЭВАК зарегистрировано более 550 тысяч автомобилей. С момента запуска системы (за почти шесть лет) мы обработали более 2,5 миллиона вызовов, из них 5 675 вызовов требовали вмешательства экстренных оперативных служб, — делится цифрами Лейла Султанбекова. — В остальных случаях водители, например, задавали вопросы или проверяли, действует ли устройство. Хочу подчеркнуть, что у ЭВАК есть функция автоматического вызова помощи — когда участники тяжелых ДТП не могут из-за травм или шока сами нажать кнопку SOS.

 

Вызов по системе ЭВАК — приоритетный для сотовых операторов, его передают, даже если сети перегружены или телефон находится вне зоны обслуживания.

 

30 июля 2024 года президент Касым-Жомарт Токаев подписал указ «Об утверждении Национального плана развития Республики Казахстан до 2029 года», где в рамках повышения эффективности работы транспортно-логистического комплекса выделена модель управления потоками путем интеграции цифровых технологий, отслеживания грузов. В связи с этим наиболее перспективным проектом институт считает ещё одну систему собственной разработки — ИС «Транзит», национальным оператором которой с 2023 года является.

 

C целью выполнения ИКТТ функций национального оператора в рамках реализации Соглашения о применении в Евразийском экономическом союзе навигационных пломб для отслеживания перевозок от 19 апреля 2022 года ведутся работы по развертыванию системы. Ожидаемый эффект от внедрения ИС: повышение доходов государственного бюджета за счет повышения уплаты НДС; пресечение незаконного перемещения товаров на внутреннем рынке ЕАЭС; сокращение времени транзитных перевозок за счет исключения дополнительных проверок в пути следования; пресечение «лжеперевозок».

 

ИС «Транзит» заработает до конца 2024 года, уже ведется развертывание системы по территории страны и на пограничных пунктах пропуска автотранспорта. Далее пломбами начнут оборудовать грузовые железнодорожные вагоны.

 

Для снижения рисков проекта и обеспечения потребности в пломбах инженеры института трудятся над разработкой навигационной пломбы, получен патент и планируется запуск собственного производства устройств.

 

Разработка и внедрение информсистемы «Транзит» — одна из причин, почему Институт космотехники решил привлечь финансирование на бирже. Доходы от использования «Транзита» не только обеспечат выплату купонов и погашение облигаций, но и позволят ИКТТ создать в дальнейшем фонд для финансирования своих проектов — так показывают расчеты. Подтвердить их ближайшее время сможет международное рейтинговое агентство, Институт уже начал процедуру приобретения услуг по присвоению кредитного рейтинга.

 

Статья опубликована на портале Forbes.kz: https://forbes.kz/articles